Перенесение мощей святого благоверного князя александра невского. Мощи «александра невского» самый наглый обман века (ч.1)

Жизнь и подвиги благоверного князя Александра Невского могут показаться изложенными довольно полно. О святом князе написано уже множество работ как церковного, так и светского характера, но, тем не менее, его личность всегда будет приковывать к себе внимание. Александр Невский во все времена являлся примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван. Что касается его политики, то можно сказать, что она создала наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом.

Однако в последнее время в исторической науке наметилась иная тенденция: в 80-90-е годы прошлого столетия как в западноевропейской, так и в российской науке появились исторические труды, целью которых стало переосмысление значения для истории Руси политики и деятельности благоверного князя. Итогом этого стали идеи о том, что его подвиг не просто типичный, рядовой для воина-князя поступок, но и скорее роковая ошибка, предопределившая «не тот» путь развития средневековой Руси, а затем и России.

Моральные оценки в исторической науке неизбежны: оценивая прошлое, каждое поколение определяет свой дальнейший путь. Однако подобный «суд истории» бывает справедливым далеко не всегда. И, вопреки обвинениям, которые выдвигают подобные авторы, существуют неоспоримые факты, являющиеся свидетельствами истинности достоинств и трудов благоверного князя Александра Ярославича Невского. Одному из таких фактов - почитанию князя Александра в лике святого - и посвящена данная статья.

Но прежде, чем перейти к вопросу об истории прославления, необходимо сделать хотя бы краткий историографический обзор трудов, посвященных изучению и оценке деятельности святого князя Александра.

Крупнейшие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев уделили значительное внимание личности князя и при этом воздали должное уважение его деятельности. Н.М. Карамзин называет Александра «героем Невским» ; Н.И. Костомаров отмечает его мудрую политику с Ордой и православный дух его княжения; С.М. Соловьев пишет: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского» .

В целом же историки конца XVIII - начала XIX веков на основании тщательного изучения источников об Александре Невском в основном установили те данные о нем, которыми располагает современная наука. При этом в русской дореволюционной историографии, в отличие от более позднего времени, не было слишком резких разногласий и полемики в оценке деятельности Александра Невского .

Трудами советских историков была закреплена и поддержана традиционная трактовка, согласно которой Александр Невский сыграл исключительную роль в драматический период русской истории, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь .

Скептически же настроенные современные историки делают выводы о том, что традиционный образ Александра Невского - гениального полководца и патриота - преувеличен. Они считают, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. При этом они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчет масштаба ливонской угрозы для Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере .

Заметки, касающиеся собственно истории почитании князя Александра в качестве святого, встречаются в трудах многих исследователей. Однако пока нет ни одной монографии, непосредственно посвященной исследованию истории почитания благоверного князя Александра. Тем не менее, можно выделить следующие работы: Регинская Н.В., Цветков С.В. «Благоверный князь православной Руси - святой воин Александр Невский» ; Сурмина И.О. «Александр Невский в русской дореволюционной историографии» , а также статью Фритьона Беньямина Шенка «Русский герой или миф?» .

Среди первоисточников следует, прежде всего, указать на историко-агиографическую «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». «Повесть» дошла до нас в нескольких редакциях XIII-XVIII веков. Первая редакция была написана в стенах Владимирского Рождественского монастыря младшим современником Александра Невского не позже 1280-х годов. Первоначальное житие представляло собой панегирик в честь Александра. Писатель отбирал факты с целью показать глубокое впечатление, которое произвела личность князя на современников. Житие состояло из монашеского предисловия и десятка отдельных эпизодов из жизни князя, носивших характер свидетельств «самовидцев»; в конце был приписан плач по умершему, включавший и посмертное чудо с духовной грамотой. При этом последний эпизод являлся свидетельством безусловной святости князя, а весь текст жития говорил о нравственной чистоте и высоте духовного подвига Александра.

В XV-XVI веках житие неоднократно перерабатывалось. При этом либо стремились привести текст к агиографическим канонам, либо расширяли его историческое содержание путем вставок из летописей. Различные версии жития дошли в составе летописных сводов и собраний житий святых .

Почитание великого князя зародилось после его кончины на месте захоронения, в Рождественском монастыре во Владимире, во Владимиро-Суздальском княжестве . Известно о чуде, которое произошло при погребении князя: когда во время заупокойной службы митрополит Кирилл приблизился к гробу, чтобы вложить в руку Александра разрешительную грамоту, рука умершего сама простерлась, как бы живая, и приняла грамоту. После того как митрополит поведал об увиденном народу, «некоторые с того дня стали призывать святого Александра в своих молитвах», - пишет митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) . «Повесть о житии Александра Ярославича Невского» , написанная в агиографическом жанре монахом Рождественского монастыря между 1260 и 1280-ми годами, подтверждает предположение, что Александр уже вскоре после смерти почитался в регионе в качестве святого князя . В XIV-XV веках «Житие Александра Невского» было известно во многих русских городах, в том числе в Москве, Новгороде, Пскове. Имеются сведения о том, что уже с XIV века к Александру обращались накануне сражений с врагом как к святому покровителю русского воинства . Известно чудо явления святого Александра Невского пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в ночь на 8 сентября 1380 года, то есть в канун Куликовской битвы, когда в видении благоверный князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников» . После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя. «После 117-летнего пребывания в земле» святые мощи были обретены нетленными . Митрополит Московский Киприан повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным». Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы .

Рост его почитания наблюдается в первой половине XV века в Новгороде. В первой половине XVI века известный церковный писатель Пахомий Серб составил канон Александру Невскому, а на Соборе 1547 года Русская Православная Церковь причислила князя, на основании разысканий о чудесах, им творимых, уже к лику общерусских святых как нового чудотворца. К этому событию по приказу митрополита Макария для составляемых Великих Миней Четьих было написано и первое каноническое житие святого князя Александра Невского на основе хорошо известного с конца XIII века его княжеского жизнеописания .

В 1552 году совершилось чудо в присутствии Ивана Грозного, шедшего походом на Казанское царство и остановившегося во Владимире. Во время молебна у раки святого Александра Невского о даровании победы приближенный царя, Аркадий, получил исцеление рук; впоследствии он написал еще одно житие святого . Со временем по всей Руси стали строиться храмы и закладываться монастыри во имя святого благоверного князя Александра . В произведениях придворной истории (Степенная книга, Никоновская летопись) князь прославлен основателем рода Даниловичей .

Подъем почитания князя произошел в XVIII веке при Петре I. В 1710 году царь приказал воздвигнуть на месте победы новгородской дружины над отрядом шведов в 1240 году монастырь во имя Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу. Этим символическим актом Петр хотел прочно увязать память о своей собственной победе над шведами с памятью о триумфе Александра в Невской битве . В 1724 году первый русский император приказал, чтобы впредь святого больше не изображали как схимника и монаха, а только «в ризах великого князя» . Более того, Петр приказал перенести день празднования памяти князя Александра с 23 ноября (день его погребения во Владимире в 1263 году) на 30 августа (дата подписания мирного договора со шведами в Ништадте в 1721 году). Именно в этот день в 1724 году произошло торжественное перенесение мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Петр лично внес мощи святого князя, прибывшие по воде из Владимира, в построенную на территории Александро-Невской обители церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С этого момента князь был признан небесным покровителем империи и ее новой столицы, а также великим предшественником Петра . После перенесения мощей Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23-го числа службе, отныне праздновать 30 августа» .

Таким образом, в XVIII столетии благоверный князь Александр предстает перед нами уже не как преподобный угодник Божий, но как прославленный князь и великий предок царской семьи. Связав имя святого Александра Невского с важнейшей в истории России датой - подписанием мирного договора со шведами, Петр I придал его почитанию государственный и политический характер. Уже после смерти императора, в 1725 году, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила орден в честь святого Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград. А к 30 августа 1750 года по повелению дочери Петра I Елизаветы была изготовлена серебряная гробница для мощей святого. На ее изготовление было истрачено 90 пудов чистого серебра - первой продукции «Колыванских рудокопен». В XIX веке три русских императора были соименны благоверному князю Александру, и тем самым подчеркивалась роль благоверного князя-воина как покровителя царствующего дома. Последнее обстоятельство во многом предопределило, почему во имя святого Александра Невского были освящены сотни церквей и храмов .

В конце XVIII века, а окончательно уже в XIX веке под влиянием трудов светских историков личность Александра приобретает черты национального героя. В характерном возвышенном тоне писал об Александре Н.М. Карамзин, весьма достойно предстал князь в «Истории» С.М. Соловьева, и даже скептик Н.И. Костомаров, оценки которого часто носят весьма язвительный характер, для Александра сделал исключение и написал о нем в почти карамзинском духе .

Образ Александра Невского в XIX веке выделяется, во-первых, своим светским характером: в текстах русских историков святой предстает правителем русской земли; во-вторых, Александр превратился в исторического деятеля, который не только защищал русское государство от захватчиков, но и оборонял русскую народность, русский быт и православную веру.

Летом 1917 года ввиду угрозы немецкого наступления на Петроград комиссией Священного Синода было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей благоверного князя на случай их срочной эвакуации . Но эвакуация не была осуществлена.

После октябрьской революции 1917 года большевики в первые два десятилетия своего правления не принимали во внимание деятельность Александра Невского. На это было несколько причин: во-первых, он был святым и символом Православной Церкви; во-вторых, представителем монархического режима и правящего класса; в-третьих, русские прославляли его как национального героя. М.Н. Покровский и его ученик заклеймили князя как «приспешника новгородской торговой буржуазии» . В 1918-1920 годах большевики развернули яростную антирелигиозной кампанию, в ходе которой было вскрыто и разграблено около 70 святых мощей. В то время и диктатор «красного Петрограда» Г.Е. Зиновьев и его Комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей благоверного князя Александра, но Совет отказал из-за активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и всех верующих города. Однако в мае 1922 года Г.Е. Зиновьеву удалось продвинуть в Петросовете постановление о вскрытии раки святого.

12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. Вскрытие мощей провели публично. Для этого были приглашены работники райкомов партии, коммунисты, представители воинских частей, общественность. Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец . Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма. Вскрытие мощей большевики отсняли на кинопленку, и в 1923 году в кинотеатрах демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского» .

Александр Невский не был предан забвению только благодаря радикальному идеологическому повороту середины 1930-х, объявившему советский патриотизм новой пропагандистской доктриной. Наряду с другими историческими личностями дореволюционной российской истории Александр был полностью «реабилитирован» в 1937 году. Будучи до этого гонимым, теперь он стал выдающимся деятелем истории СССР . Одним из важнейших моментов этой «реабилитации» стал фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Он оказался до такой степени актуальным накануне войны, что не был допущен к показу. И лишь после начала Великой Отечественной войны он вышел на экраны страны .

Обращение к русским патриотическим, в том числе православным церковным, традициям играло чрезвычайно важную роль в годы Великой Отечественной войны. В советских Вооруженных силах были учреждены ордена в честь знаменитых русских полководцев. В апреле 1942 года в СССР прошло всенародное празднование 700-летия Ледового побоища. К этому событию были написаны известные полотна П.Д. Корина и В.А. Серова . В советской прессе было опубликовано значительное количество материалов, посвященных событиям 1242 года, целью которых были подъем и поддержание патриотического настроения в рядах красноармейцев и мирного населения .

Были выпущены почтовые открытки и расклеены плакаты с изображением князя Александра Невского . А 29 июля был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении (по сути - восстановлении) ордена Александра Невского .

В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. А весной 1943 года был открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев - Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Петра I . В 1944 году в Троицком соборе была устроена выставка, посвященная святому князю Александру Невскому, которую посетило большое количество военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города. Эта волна гражданской популярности благоверного князя поддерживалась и Русской Православной Церковью. В годы войны ею были собраны пожертвования на строительство авиационной эскадрильи имени Александра Невского. Имя князя воспринималось как символ борьбы с германской агрессией на русские земли. При этом во внимание было взято то, что новгородский князь, разбивший в 1242 году на льду Чудского озера рыцарей Тевтонского ордена, как никто другой подходил для советской пропаганды против фашистской Германии: «Гитлер, отважившийся напасть на СССР, будет разбит Красной Армией так же, как Александр Невский одолел рыцарей Тевтонского ордена в 1242 году» .

Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году. В 1990 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II земля, взятая на месте битвы в Усть-Ижоре, была освящена и в специальном ларце в сопровождении военного эскорта доставлена в лавру, где и помещена в Свято-Троицком соборе рядом с мощами князя. Освящая усть-ижорскую землю, патриарх призвал помолиться за всех, кто погиб, защищая Родину. 750-летие Невской битвы было торжественно отмечено в Ленинграде в 1990 году. На месте битвы была восстановлена Александро-Невская церковь . О деятельности святого князя вспомнили и отечественные средства массовой информации. А празднования дней памяти Невской битвы и Чудского побоища теперь проводятся ежегодно и с привлечением клубов военно-исторической реконструкции.

В 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Интерес к личности святого благоверного князя Александра Невского сохраняется и в наши дни. Сведения о его жизни и деятельности, зафиксированные памятниками письменности, скупы, но в большинстве своем составлены свидетелями и очевидцами событий, поэтому они с интересом вновь и вновь читаются как специалистами, так и массовым читателем. К сожалению, далеко не все подробности жизни и деятельности князя Александра Невского нам известны.

Итак, в хронологии почитания святого в историческом времени можно выделить несколько этапов:

XIII-XIV века - новгородско-владимирский этап,

XIV-XVII века - московский этап,

XVIII век - 1920-е годы - петербургско-европейский этап,

1920-е - 1990-е годы - советский этап,

1990-е - 2010-е годы - православно-иконологический этап.

Отметим, что каждый из этапов почитания благоверного князя Александра связан с ключевыми периодами отечественной истории.

Из местночтимого владимирского святого князь Александр Невский в историческом времени стал небесным покровителем Российской империи. И в этом, без сомнения, мы видим особый Промысл Божий. Как отметил Г.В. Вернадский, «два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке - имели одну цель: сохранение Православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром» .

Вместо заключения

Как уже отмечалось выше, в настоящее время появляются работы, основной целью которых является пересмотр деятельности и самой личности Александра Ярославича с критической стороны. Мы не будем учитывать личный мистический опыт молитвы, но ответом на все выдвигаемые этими авторами аргументы для нас является то обстоятельство, что благоверный князь Александр Ярославич Невский - святой! Он был прославлен фактически сразу же после смерти. А это не может не являться свидетельством его богоугодной жизни. И даже если его канонизация была напрямую связана с тем, что, по мнению И.Н. Данилевского, «в глазах современников он оказался последним защитником Православия накануне ожидаемого конца света» , нужно отчетливо понимать, что святыми просто так не становятся. Святые - это люди, прославленные Самим Богом. И если Господу было угодно прославить в веках Своего угодника благоверного князя Александра Ярославича, то в этом есть глубокий смысл. Ибо, подражая святым, мы приближаемся к Богу. «Из жизни святого князя Александра можно сделать вывод, что угодить Богу, стать святым могут не только те, кто подвизается жизнью, подвизается в благочестии, не только отказывающиеся от дел мира - угодить Господу можно, служа народу в самой различной форме служения. Во всяком чине, во всяком общественном положении, если все, что творим, что ставим целью жизни своей, мы будем творить во имя Господне. Так живите, подражая святому князю Александру, прославляя Бога в душах ваших!»

Фактом остается то, что князь Александр всегда занимал и будет занимать важное место в исторической памяти народа. «Александр Невский - русский герой или миф?» - так звучит вопрос, на который пытаются ответить критики. А ответ на этот вопрос лежит в самом понимании слова «миф», в котором можно выделить два значения. Одно сводится к противопоставлению мифа и реальной истории. Согласно второму, миф имеет культурообразующий смысл, по нему выверяются базовые ценности общества и государства. Но сможем ли мы дать верный ответ на вопрос: «Что есть «реальная история»? Возможно ли ее объективное восприятие, восприятие вне чьих-либо интерпретаций, которые в итоге апеллируют к тем или иным мифам? Когда человек сомневается в целесообразности своего существования, при отсутствии противовеса это ведет к самоубийству. Когда нация сомневается в оправданности своего бытия, это приводит к ее вырождению. Ибо, как писал святитель Николай Сербский: «Всякий, желающий посрамить Бога, сам бывает посрамлен, а Богу предоставляет случай еще больше прославиться. И всякий, старающийся унизить праведника, в конце концов унижает себя, а праведника еще более возносит» . «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6: 2) - говорит нам апостол Павел. Над этими словами серьезно стоит задуматься критикам, ибо «что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деян. 10: 15).

Гораздо больший интерес для нас представляет история распространения почитания святого. В разные эпохи существования государства Российского отношение к деятельности и личности великого князя Александра приобретало ту или иную окраску. До XVIII века мы видим Александра в чине преподобных. И хотя мы знаем, что общерусское почитание святого началось задолго до Петра, именно при Петре I Александр Невский становится одним из наиболее почитаемых в России национальных святых. Петр, заложивший новую столицу страны, усмотрел определенный символический смысл в том, что город был основан вблизи места, где в 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил шведов. Петр нашел в князе Александре необходимый историко-религиозный пример, который, кроме прочего, почитался народом и Церковью, а в их поддержке царь нуждался при проведении реформ и возведении новой столицы. Как было замечено А.В. Карташевым, Александр нужен был Петру для соединения воедино небесного (старого церковного поклонения) и земного (притянутого Петром к современным ему реалиям) . Таким образом, глубокое почитание Церковью и народом Александра Ярославича возымело сильную поддержку со стороны государства. При Петре оформился как бы православно-государственный культ почитания святого. А военные прижизненные успехи Александра позволили занять ему важное место среди исторических деятелей и в советское время.

Ответ на вопрос современных исследователей: как объяснить тот феномен, что образ Александра Невского занимает прочное место в русской культурной памяти уже свыше семи столетий, несмотря на то, что трактовки данного образа на протяжении этого времени неоднократно и основательно менялись? - заключается в том, что основание его дома изначально было положено на камне (см.: Мф. 7: 24-27). Камень же этот - Христос! «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28: 16). И еще: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2: 7-8).

«Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!» (Пс. 67: 36).

Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас!

Фритьон Беньямин Шенк . Русский герой или миф? С. 90–93.

Святой Александр Невский происходил из княжеского рода. Родился 30 мая 1220 г., скончался 14 ноября 1263 г. Мощи праведника стали источать чудеса еще до погребения. Во время земной жизни князь прославился своей отвагой, которая сочеталась с политической мудростью.


Краткое житие

На долю молодого князя выпали сложные времена - Русь была раздираема междоусобными войнами. Да еще со всех сторон нападали недоброжелатели. Будучи отроком, Александр принял княжеский постриг и получил благословение на защиту своей Родины. Когда ему исполнилось 16, отец оставил молодого сына самостоятельно управлять Новгородом.

В 1239 г. Александр взял в жены дочь Полоцкого князя, которая приняла святое Крещение. Отец благословил молодых чудотворным образом Божией Матери - Феодоровская икона всегда находилась при Невском вплоть до его кончины.

С востока на Русь наступали монголы, с западной стороны надвигались крестоносцы, подстрекаемые римской властью. Все хотели ослабить русичей, уничтожить их. Но Господь послал Своего воина - Александра, которому тогда еще не исполнилось 20. После молитвы в храме Святой Софии, повел он дружину на врага.

Много славных дел совершил великий князь. Большую ответственность возложил Господь на его плечи. Он стал править Владимирским, Новгородским и Киевским княжествами.

  • 1253 г. - отражение очередной атаки на Псков.
  • 1254 г. - мирный договор с Норвегией.
  • 1256 г. - поход в Финляндию.
  • 1256 г. - скончался хан Батый, затем и его сын Сартак, с которыми князь построил доверительные отношения.
  • 1262 г. - последнее путешествие святого Александра в Орду.

Возвращаясь на Родину, князь тяжело заболел. Предчувствуя скорую кончину, он принял монашество с именем Алексий. Праведник отошел ко Господу в Феодоровском монастыре. Мощи Александра Невского были доставлены во Владимир. Во время следования крестного хода тело оставалось нетленным.


История погребения и обретения

Останки всенародно любимого князя захоронили в Рождественском монастыре Владимира. Во время совершения обряда митрополит приблизился ко гробу, чтобы вложить в руку покойного грамоту, однако тот сам протянул руку и взял ее. Чудеса на этом только начинались.

В 1380 г., перед Куликовской битвой, звонарь рождественского храма поведал о видении духа князя, который благословил своего потомка, Д. Донского. Многие не знают, когда открыты мощи Александра Невского, это случилось по окончании знаменитого боя. К тому времени тело пробыло под землей более сотни лет. Митрополит Киприан провел торжественную идентификацию тела и объявил князя блаженным. Была составлена служба, написаны иконы.


История мощей

Всенародное почитание святого, как защитника и целителя в народе только ширилось. После официального причисления к лику святых было составлено житие праведника. Хотя современные историки по-разному оценивают вклад Александра Невского в историю России, церковное почитание сохраняет к нему почтение, как к святому.

Показательно, что приказ о перенесении останков в Санкт-Петербург отдал Петр Первый, который не очень любил церковь и все, что с ней связано. Но царь пожелал, чтобы память о доблестном воине сохранялась в народе. С тех пор Александр на иконах изображался как покровитель российской столицы, в воинских доспехах. Возможно поэтому не все знают, что свой жизненный путь он окончил как монах.

После свершения Великой Октябрьской революции большевики пожелали вскрыть гробницу с мощами Александра Невского. Их не смущали возмущенные протесты духовенства и верующих. Новая власть изъяло святыню, которая была выставлена в музее атеизма на всеобщее обозрение.

Общественное мнение обратило внимание на доблестную историю святого лишь спустя несколько лет, когда стало необходимо пробудить в народе патриотические чувства. Образ бесстрашного князя как нельзя лучше подходил для этого.

  • В 1942 г. в СССР отмечалось 700-летие Ледового побоища, был снят фильм о доблестном полководце.
  • В 1944 г. была организована выставка памяти князя, конечно, на ней не упоминалось о том, что является святым. Советская власть лишь старалась поднять моральный дух солдат, которые сражались с фашистскими захватчиками. Тем не менее, РПЦ поддержала инициативу, помогла собрать средства для флота.
  • Мощи были переданы верующим в 1989 г. Их перенесли в Александро-Невскую лавру, где они находятся по сей день. Ковчег, имеющий большую художественную ценность, остался в Эрмитаже.

Патриарх Алексий благословил верующих молиться возле останков святого о воинах, павших во время защиты своей Родины.

Уникальный саркофаг

Рака святого является уникальным произведением искусства, которое большевики сочли за благо присвоить себе. С тех пор ведутся переговоры о передачи уникальной святыни обратно Церкви. Пока же саркофаг хранится в Эрмитаже. Вся композиция состоит из нескольких частей:

  • Два ковчега - малый создан в стиле барокко. Он покрыт иконой, где святой предстает в монашеском облачении. Большая рака изготавливалась во время правления Елизаветы лучшими мастерами. На изготовление было потрачено 1,5 тонны серебра. Украшения переделывали, потому что многие из них оказались неподходящими по размеру.
  • Пирамида - состоит из ярусов, которые создают видимость здания ассиметричной формы, где отсутствуют прямые линии.
  • Два подсвечника и постаменты довершают замысел мастеров.

Уникальное сооружение было сдано на реставрацию, но пока решение о передачи раки обратно Церкви не принято.

Александро-Невская лавра в Петербурге - как добраться

В 1710 г. император Петр Первый самолично осмотрел место для строительства новой обители. Он хотел увековечить память о воинских подвигах князя. Считалось, что именно на этом месте он одолел шведов. Мужской монастырь включает в себя целый архитектурный ансамбль, который являлся дополнительным форпостом столицы. Растущий комплекс понемногу обрастал слободками, садами и огородами.

В 1723 г. царь побывал в новом святом месте и повелел перенести мощи св. Александра Невского на новый адрес, где они покоятся и по сей день: набережная р. Монастырки, 1, Санкт-Петербург, 191167.

Строительство растянулось на долгие годы, продолжалось при разных правителях вплоть до революции. Согласно данным ревизии, капитал Лавры на весну 1917 г. был около 2 млн. руб. Численность братии была более сотни человек. В 1933 г. монастырь был официально закрыт. В его зданиях размещались медицинские, образовательные учреждения, мастерские, овощехранилище и общежития.

Возрождение церковной жизни началось в 1996 г. под руководством епископа Назария. Сегодня в обители вновь возносятся богослужения, открыта иконописная мастерская, идет возрождение других традиционных ремесел.

Кафедральный собор в Нижнем Новгороде - как доехать

Новгород сыграл значительную в истории России. Он был основан как форпост княжества Владимирского против агрессивных племен марийцев, мокши и др. С середины 14 в. становится центром отдельного княжества. Новгородцы славились своей гордостью и независимостью, но уже к концу столетия присоединились к Московскому княжеству.

Величественный храм построен в 19 в. Идея его возведения принадлежит Александру Второму, который посетил город в 1858 г. вместе с женой. Святой князь был личным небесным покровителем царя. Осмотрев место будущего строительства, император решил вместо скромного небольшого храма возвести большой собор.

Архитектором выступил житель Нижнего Новгорода, Роберт Килевейн, он разработал проект, используя разработки К. Тона. Строительство получилось затянутым, в нем участвовали представители общественности. Материалы пожертвовали купцы Ремизовы, кирпичи оплатили другие новгородские жители.

  • 1858 г. - начат сбор средств, необходимая сумма набралась только через несколько лет.
  • 1865 г. - император одобряет проект, но строительство началось не сразу.
  • 1881 г. - освящение состоялось 20 июля.

Во времена советской власти сооружение пострадало - иконостас был разграблен, интерьер разрушен. Большевики планировали снести сооружение и на его месте выстроить памятник вождю революции. К счастью, планам не суждено было осуществиться. Возрождение собора началось в 1980-е, богослужения начались в 1992 г. Среди святынь храма имеется икона с частицей мощей благоверного князя А. Невского.

Перед мощами, как и возле иконы святого принято просить о военнослужащих, но и не только. Помогает благоверный князь укрепить веру, завершить житейские дела, посылает мудрость и крепкое здоровье всем, кто обращается к нему с открытым сердцем.

Александру Невскому посвящено несколько христианских праздников, которые отмечаются православной церковью с давних времен. Главным из них является День перенесения мощей Александра Невского, который отмечается 12 сентября 2019 года.

Этот талантливый полководец, дипломат, мудрый и сильный правитель защищал русскую землю от иноземных захватчиков. Им было одержано много славных побед. Где находятся мощи Александра Невского? Когда отмечают праздник? Каковы его история и традиции? Об этом мы сегодня расскажем.

Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года. Он завершил жизненный путь, приняв святую иноческую схиму под именем Алексий. Был погребен в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, и при погребении было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно».

В 1380 году его мощи, которые оказались нетленными, были положены в раке поверх земли. 23 мая 1491 года во Владимире произошел пожар. В списках летописей XVII века упоминалось, что мощи чудесным образом сохранились.

В 1547 году Александр Невский был причислен к лику святых. 150 лет спустя, в 1697 году, митрополит суздальский Илларион повелел поместить мощи святого в новую раку, украшенную резьбой и покрытую драгоценным покровом.

Позже состоялось перенесение мощей Александра Невского. В 1721 году император Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского в Петербург.

В 1723 году из Владимира их привезли в Шлиссельбург, где они оставались до 1724 года, затем по распоряжению Петра I были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря.

В 1790 году перенесены в Троицкий собор этого же монастыря (с 1897 года монастырь называется лаврой). На изготовления серебряной раки для мощей пошло около 90 пудов серебра.

Однако при советской власти, в мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Раку передали в Эрмитаж, где она хранится по сей день.

Где находятся мощи Александра Невского?

В 1989 году они были возвращены в Троицкий собор Александро-Невской лавры из запасников музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.

Где еще покоятся мощи Александра Невского? Частички мощей находятся в Храме Александра Невского в г. Софии (Болгария), Успенском соборе г. Владимира, образ с частицей мощей был передан Александро-Невскому храму уральского села Шурала.

В честь Александра Невского возведено множество храмов. Его именем названы улицы, площади в различных населенных пунктах, он считается небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска.

Когда празднуется День перенесения мощей Александра Невского?

Перенесение мощей Александра Невского из года в год отмечается православной церковью 12 сентября. День памяти святого отмечается 6 декабря.

Царь Иоанн Грозный молился у мощей Александра Невского

Однажды царь Иоанн Грозный молился у мощей Александра Невского о победе над Казанским ханством. У Аркадия, который был спутником царя, на пальце была язва. Во время молитвы он засунул этот палец в щель гробницы великого князя. Палец сразу перестал болеть, а когда Аркадий вытащил его, то не увидел на нем и следа от язвы. Иоанн Васильевич определил это как Божественное знамение и благословение на сражение.

С древних времен православные христиане испытывают благоговейный трепет и уважение к останкам святых людей, которые называются мощами.

Церковь называет человека святым только при условии подтверждения особых признаков, таких как чудеса у гроба или нетление останков.

Мощи Александра Невского уже более 7 веков показывают свою чудотворную силу и распространяют Благодать Святого Духа на христиан.

Православная церковь считает, что тело святого так же, как и душа - это источник Божьей Благодати. Поэтому еще в 787 году принято решение Седьмого Вселенского Собора:

«Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Прославление и почитание мощей праведников всегда сопровождается чудесными событиями и исцелениями.

Специальный ковчег с мощами святых

Мощи святого князя хранились в специально сделанном гробу, который называется рака. Рака Александра Невского представляет собой произведение искусства, сделанное из чистого серебра в стиле барокко. Это гробница, которая состоит из малой и большой раки, в которую входят:

  • большая 5-ярусная пирамида;
  • два пьедестала с трофеями;
  • два подсвечника

Сейчас она находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. А останки хранятся в Александро-Невской Лавре.


Смысл жизни Александра Невского состоял в защите Русской земли и сохранении на ней православной веры

День рождения Александра Невского

Александр Ярославич Невский родился 30 мая 1222 года. Он был вторым сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. С 1236 года он княжил вместо отца в Новгороде, когда тот был в отъезде.

В эти времена у Руси было много врагов. С одной стороны нападали татаро-монголы, с другой - латиняне. Первой победой благоверного князя стало поражение шведов на реке Неве 15 июля 1240 года. После этого его стали называть Невским.

На Чудском озере Александр разгромил рыцарей Ливонского ордена и освободил много старинных русских земель. За всю жизнь у великого князя не было ни одного поражения в битве. Он с верой во Христа защищал свой народ, налаживал отношения с Золотой Ордой и одновременно восстанавливал церкви и города после сражений и разграблений.


В «По­вести о жи­тии Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го» достоверно описана праведная жизнь великого князя. Рассказывается, что он беспрестанно молился Господу, почитал епископов и всегда получал от них благословение. В конце 1252 года Александр отверг предложение папы римского Иннокентия IV принять католическую веру, написав такое послание:

Послание Александра Невского Папе римскому Иннокентию IV

«От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида до начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем».

В 1261 году святым князем с помощью митрополита Кирилла в центре Золотой Орды была основана епархия Русской Православной Церкви.

Дата смерти Александра Невского

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года, когда возвращался из Орды. Перед смертью он успел принять иноческую схиму на имя Алексий. Схима - это высшая степень посвящения в православные монахи.

При этом монах дает обеты послушания, такие как нестяжания, когда он отрекается от любого богатства и целомудрия - отказ от удовлетворения похотей плоти. А так же получает новое имя.

Мощи святого Александра прославились чудесами сразу после смерти

Благоверный князь скончался в городе Городец на реке Волге. 9 дней его тело несли во Владимир и все это время оно оставалось нетленным.

Духовная Грамота

Юридический документ (завещание) в России до XVIII века была вложена Александру в руку

При отпевании великого князя произошло нечто удивительное. Митрополит Кирилл по традиции хотел вложить покойному в руку духовную грамоту. Так называлось молитвенное завещание для близких и родственников, юридический документ, который использовался в России до XVIII века. Но рука Александра вдруг сама согнулась, взяла грамоту и расслабилась. Погребение проходило в храме Рождества Пресвятой Богородицы и все, кто там находился были свидетелями этого чуда.


Позже, в житие святых Александра Невского записаны следующие факты исцеления у гроба:

2 слепые женщины стали видеть;

начал ходить хромой;

расслабленный стал двигать руками и ногами;

исцелились сыновья бояр Истома Головнин и Симеон Забелин;

чернец Терентий и два крестьянина, которые были бесноватые - выздоровели.

В 1380 году, перед знаменитой Куликовской битвой пономарь Владимирского Рождественского собора рассказал, что видел видение, как сами собой загорелись в церкви свечи и 2 старца подошли к гробу великого князя и сказали:

«О, господине Александре, восстани и ускори на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сушу от иноплеменников».

Затем святой Александр восстал из гроба и стал невидимым.

Александра Невского причислили к лику святых в 1547 году

После видения в 1381 году в монастыре, где находилась могила князя, провели вскрытие мощей. Засвидетельствовано, что они остались нетленными, хотя прошло 117 лет. Александру установили монастырское церковное празднование, написали канон и первые иконы.

В 1547 году на Московском Соборе при митрополите Макарии святой князь канонизирован и о нем написано каноническое житие святого Александра Невского.

Все русские военачальники почитали благоверного Александра и обращались к нему с молитвами. Святой всегда помогал им защищать родную землю, побеждать врагов и благословлял в храбрости.

В 1724 году останки Александра Невского были перенесены в Петербург

В честь победы над шведами и заключения с ними Ништадского мира, Петр I решил перенести мощи великого князя из города Владимира в столицу.

Петр I перенс мощи Александра в Троицкий собор Петербурга

30 августа 1724 года состоялось перенесение мощей Александра Невского в Троицкий Собор Александро-Невской Лавры города Петербурга. Петр I сам внес ковчег с останками в храм и назначил в этот день праздник.

С 1743 до 1921 года в Санкт-Петербурге каждый год проходил общегородской крестный ход, который основала императрица Елизавета Петровна в память о перенесении мощей. Эту традицию возродили в 2013 году.


Множество православных христиан приходят молиться в Троицкий Собор, где находятся мощи Святого Благоверного князя. Его великая слава вызвала желание других храмов и монастырей иметь у себя частички его останков.

Поэтому их разделили - частицы мощей есть в Успенском Владимирском соборе и в Храме Александра Невского в городе Софии в Болгарии. В этом году Русская Православная Церковь отдала частицу мощей Александра Невского в Молдавию в Кафедральный собор.


Каждая, даже самая ничтожная часть мощей святого дает возможность приобщиться к его праведности, Божественной Силе и Благодати, которая в нем находится.

Пиар-акция Русской Православной Церкви по принесению мощей Александра Невского из Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге в храм Христа Спасителя в Москве вызывает следующие вопросы:
- Зачем в Москве нужны еще одни мощи «Александр Невского»?
- Чьи останки выдают за мощи Александра Невского?
- Сколько всего частиц мощей «Александра Невского» (другими словами: на сколько частей и тела скольких покойников расчленили служители культа)?
И, наконец, вопрос риторический: почему Русская Православная Церковь прибегате к таким недостойным средствам как обман и фальсификация. Неужели к своей пастве РПЦ относиться как к быдлу? Или целенаправленно хочет сформировать из русского народа именно такую паству, что бы манипулировать ей в своих интересах?

1. В Москве в настоящее время мощи «Александра Невского» можно увидеть в Храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. В Храме св. блгв. кн. Александра Невского. (Подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря) находиться икона с частицами мощей «Александра Невского». Еще одна икона с частицами мощей в церкви «св. Екатерины Великомученицы, что на Всполье». В минувшем году еще одну икону с частицей мощей РПЦ преподнесла штабу Дальней авиации.
В храме Александра Невского подмосковного Звенигорода и Серпуховском Высоцком мужском монастыре хранятся частицы мощей «Александра Невского». Таким образом, после того как очередные мощи «Александра Невского» упокоятся в храме Христа Спасителя, в Московском регионе будет семь частиц мощей «Александра Невского».

2. Мощи «Александра Невского» были в срочном порядке извлечены (буквально откопаны) в 1380 г. после Куликовской битвы при обстоятельствах которым я посвящу отдельный пост. Даже если предположить что спустя 120 лет после смерти Александра Ярославича иноки действительно явили его останки (причем, по закону жанра, чтобы быть канонизированным в качестве святого они должны были быть нетленными), то эти самые мощи были утрачены во время пожара 1491 г., о чем есть документальные свидетельства.
Например, в летописном своде 1497 г. так рассказано о пожаре 1491 г.: «Того же лета месяца маиа в 23 день, в неделю, згоре град Володимирь весь, и посады, и церковь Рожество в монастыри, внутри города, и тело великого князя Александра не въскоре згоре, а всех церквей во граде згорело 9, а на посаде 13, и много беды тогда градцким людем и христианству» // ПСРЛ. Т. 28. М.-Л., 1961. С. 155-156. В летописном своде 1518 г. читаем: «Того же месяца маия в 23, в понеделник, загоре город Володимерь весь, и с посады, и церковь Рожество пречистые в монастыре внутри города выгоре, и тело великого князя Александра Невского згоре; а всех церквей в граде згорело 9, а на посаде 13, и много беды тогда градским людем и христианству».

3. Части тела «Александр Невского» - одина из самых «популярных» реликвий РПЦ, которую она пользовала и до 1917 г. Новое ускорение процесс умножения мощей получил, после того как РПЦ в начале девяностых годов прошлого века передали мощи «Александра Невского» из музея истории религии и атеизма, куда после революции поместили то, что выдавали за мощи князя, которые при Петре первом доставили из Владимира в новую столицу Империи. За последнее десятилетие производство мощей и икон с частицами мощей «АН» поставлено РПЦ на поток. Так частицы мощей есть в городах Санкт-Петербург (лавра), Южно-Сахалинск (кафедральный собор), Киев (обитель в Бортничах), София, Переславль-Залесский, Абдулино (Оренбургская обл.)

Иконы с частицами мощей есть в Нижнем Новгороде (2 шт.) Новосибирске, Пскове, Таганроге, Томске, Иркутске («отщипнули» от мощей в Новосибирске в 2001 г.), Волгограде, Балашихе, Знаменске (Астраханская обл.), Ртищево (Саратовская обл.), в храме села Спас-Чамерево (Владимирская обл.), посёлке Колывань (Новосибирская обл.), Серафимо-Дивеевском монастыре, Минске, Радивилове (Украина, Ровенская обл.) Почти все эти иконы - новодел последнего десятилетия.
Думаю что это далеко не полный список мест где есть подобная "святыня". Рискну предположить что до разгрома храмов коммунистами иконы с частицами мощей А"лександра Невского" и части его мощей были во всех храмах носящих имя этого князя. т.е. эти новые иконы пришли на смену тем, что были утрачены в то время.

P.S. Оставим в стороне вопрос о том, на сколько это нравственно, по-христиански, надругаться над телом покойного, расчленяя его на частицы мощей. Кстати, по уголовному кодексу РФ это уголовное преступление наказуемое по ст. 244 УК РФ. Под надругательством над трупом умершего законодатель понимает любое действие в отношении захороненных или временно незахороненных человеческих останков, их извлечение из могилы, изъятие предметов, находящихся на теле умершего, обнажение, расчленение трупа.

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петрограде в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре). Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке. Эта рака возможно крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.

В 1919 г. по инициативе одного из идеологов атеизма П. А. Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского.
Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что: «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 г. весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». Поэтому - это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги». (Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10).
Эти бренные останки нескольких покойников, были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов - так и не воссоздал облик Александра Ярославича – черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.