Тоталитарные режимы. Доклад: Тоталитарный режим и его особенности

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм)

«Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества».

«Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов».

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

«Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа».

Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. «В диалоге «Государство» содержится знаменитый проект «идеального общественного строя», основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах («Полития», «Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в «Государстве». Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти».

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема. Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима.

«Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы».

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:

  • - всеобщая государственная идеология,
  • - монополия государства на средства массовой информации,
  • - монополия государства на все средства вооружения,
  • - жестко централизованный контроль над экономикой,
  • - одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,
  • - особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего - в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. «Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития». Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

  • - глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  • - господство репрессивных аппаратов;
  • - упразднение представительных органов власти;
  • - монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.

«Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии».

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

«Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства».

Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм - на расово - этнической.

Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому, как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое «чистое» общество.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит, в конечном счете, к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.

Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен переходить к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.

Политология, семинар 2.

Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества – это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти.

Структура политической системы:

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Структура- важнейшеесвойствосистемы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

    организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

    культурный компонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической властии политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

    нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

    коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

    функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Функции политической системы :

    Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

    Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

    Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

    Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

    Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

    Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

    Политическая социализация(посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

    Легитимацияполитической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Габриэль Алмондвыделил ряд функций для сохранения системы:

    Политическая социализация - приобретение человеком политических знаний, ценностей, следование стандартам политического поведения в обществе и т. д.

    Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.

    Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.

    Экстракционная функция - черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.

    Дистрибутивная функция - согласование интересов различных групп внутри общества.

    Регулирующая функция - управленческие действия.

    Избирательная система

Эффективность политической системы во многом зависит от следующих факторов:

От полноты и качества информации о среде, влияющей на выработку решений;

От скорости реагирования системы на воздействие среды;

От способности системы поддерживать социальное равновесие и гражданский мир;

От максимальной приближенности результатов к поставленной цели.

К этому следует добавить: политическая система может быть эффективной при сохранении своей целостности и определенной автономии от общества и в то же время при сохранении гармоничных отношений со средой.

Стабильность, устойчивость политической системы - это такое состояние, когда происходящие изменения не влияют на образцы изменений, когда любые отклонения в действии политических субъектов корректируются реализацией установленных, легитимированных норм. Стабильность обеспечивается совокупностью факторов: институтов, связей, отношений, ценностей, норм и т. д., способствующих созданию наиболее благоприятных условий для функционирования политической системы и ее выживаемости. В числе постоянно действующих факторов стабильности: экономические, работающие на поддержание достаточного уровня благосостояния народа; социальные оптимальное равновесие социальных интересов; идеологические и социально-психологические, ориентирующие поведение членов общества на ценности и нормы существующей системы. Стабильность зависит от уровня институционализации политического общества и участия. Развитые государства отличаются от менее развитых, с нестабильными политическими системами высоким уровнем институционализации и участия граждан в управлении государственной и общественной жизнью. Важнейшим политическим фактором стабильности выступает системное равновесие государственной власти и влияния политических партий.

Основные условия и факторы политической стабильности:

Эффективное функционирование политической системы, всех ее подсистем, успешное разрешение обществом насущных задач развития и обеспечения прогресса;

Согласие основных или ведущих социальных групп и выражающих их интересы политических организаций по основным вопросам общественного развития;

Необходимый уровень доверия к деятельности властных институтов со стороны общества, их умение в достаточной степени выражать интересы большинства;

Высока эффективность и легитимность политического режима, легальность властей;

Наличие правовой системы, создающей необходимые условия для рационального и естественного функционирования данного общества;

Обеспечение основных прав и свобод человека, нахождение оптимума между участвующими в политике и абсентеистами;

Разумное распределение полномочий между центральными и местными властями, оптимизация количества политических подсистем, уровня их автономизации;

Руководство страной в соответствии с основными традициями, нормами морали, этики и религии, нахождение их оптимального взаимодействия;

Недопущение резкой социальной дифференциации общества; предотвращение и эффективное разрешение острых социальных, национально-этнических и религиозных конфликтов;

Умение руководителей властных структур и общественных движений использовать международный опыт, международные и региональные стабилизационные факторы в интересах национального развития, социального прогресса и политической стабильности общества.

Типология политической системы

    В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:

    демократические.

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:

  • открытые системы;

    закрытые системы.

3. В историческом анализе используется описание систем с позиций формационного подхода.

    Соответственно выделяются системы:

    • рабовладельческие;

      феодальные;

      капиталистические;

      социалистические.

4. Весьма распространено выделение традиционных (доиндустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.

5. Выделяют политические системы переходного типа, которые включают в себя элементы нарождающейся модернизированной системы и элементы старой системы. Политическая система современной России носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной, бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.

6. Существуют разные типологии политических систем, выделенные по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянию политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмондом и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности выделяются примитивные, традиционные и современные системы. В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации. Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий. Современные системы являются еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых имеют место управление подсистемами и культура "подчинение-участие". В свою очередь, авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизирующимися.

Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.

    Это позволило Д. Алмонду и С. Вербе выделить следующие типы политических систем:

    • англо-американскую с секулярной, плюралистическойи гомогенной культурой, что означает: большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы;

      континентально-европейскую , которая характеризуется фрагментарной политической культурой;

      доиндустриальные или частично индустриальные с дифференцированной политической культурой;

      тоталитарную с гомогенной политической культурой, причем сама гомогенность определяется отсутствием плюрализма и возможности реализации частного интереса.

Типология политических систем

Политические системы как сложные и многообразные явления могут классифицироваться по различным основаниям. Отечественные и зарубежные политологи в качестве критериев типологизацию современных политических систем чаще всего принимают следующие: характер общественного строя, политический режим, форму господства, господствующую в обществе идеологию, географическую, национальную, религиозную принадлежность и т. д. Широкое распространение в недавнем прошлом нашей страны получил, как известно, марксистский подход. Он опирается на такие фундаментальные категории, как тип формации и характер социально-экономической структуры. Соответственно выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Такая типология позволяет различать политические системы по коренным, классовым признакам. Отличительной особенностью данной типологии является довольно жесткая противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу. Американский политолог Г. Алмонд выделил англо-американскую, континентально-европейскую, тоталитарную и доиндустриальную системы. Дж. Коулмен писал о конкурентной, полуконкурентной и авторитарной системах, а Д. Эптер - диктаторской, олигархической, косвенно-представительной в прямой представительной системах. Широкое распространение получила типология политических систем, в основе которых лежит характер политического режима. В ее рамках обычно выделяют три типа политических систем: тоталитарные, авторитарные и демократические. Иногда к ним добавляют либеральный тип политической системы. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, запрет демократических организаций, ограничение конституционных прав и свобод граждан, репрессии против прогрессивных сил, милитаризация общественной жизни. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. Для демократической системы характерно функционирование политических институтов, норм, структур и учреждений, которые обеспечивают гражданам более или менее организованное участие во власти и контроль над ней. Политологи нередко основывают типологизацию политических систем на форме государства. В таком подходе политические системы делятся на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские или президентские). С точки зрения территориального устройства политической власти политические системы делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. В зависимости от степени политических изменений различают политические системы традиционные и модернизированные. Для первых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданского общества, форм политического поведения, консерватизм в осуществлении необходимых обществу структурных изменений. Традиционные политические системы отличаются слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим способом обоснования власти. Современные модернизированные системы отличаются провозглашением в качестве общей для всех ее членов цели модернизации важнейших экономических и социальных организаций и учреждений. Целью политической модернизации изъявляется преодоление противоречий, порождаемых наличием в обществе глубоких социальных контрастов. Близки к этой классификации системы трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Такие системы отличаются большим динамизмом, ориентацией на проведение реформ. Исходя из этого, современную Россию можно отнести к политической системе трансформирующегося типа.

Виды политических систем.

Выделяют демократические и тоталитарные политические системы.

Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь. В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-государственной верхушки. Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства. Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества. Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество.

Особенности политической системы СССР в 30-е гг .

Роль партии в жизни государства. Поставленные перед страной грандиозные задачи потребовали централизации и напряжении всех сил. Они привели к формированию особою политического режима, при котором государственная власть сосредоточилась в руках коммунистической партии, уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции. Правящая группа полностью подчинила жизнь общества своим интересам и сохраняла власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному подчинению населения.

Ядром политического режима в СССР была большевистская партия. Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц в стране, выдвигали кандидатов в депутаты Советов различных уровней. Только члены ВКП(б) занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон в стране не мог быть принят без предварительного одобрения его в Политбюро. Многие государственные и хозяйственные функции были переданы партийным органам. Политбюро определяло внешнюю и внутреннюю политику государства, решало вопросы планирования и организации производства. На нужды партии тратились не только партийные средства, но и деньги из государственного бюджета, в том числе часть из них направлялась за границу на нужды мировой революции. В 30-е гг. в стране сложилось положение, когда было совершенно невозможно разграничить, где начинается государство и где кончается партия (и наоборот). Даже партийная символика приобрела официальный статус - красное знамя и партийный гимн «Интернационал» стали государственными.

К концу 30-х гг. изменился и облик ВКП(б). Она окончательно утратила остатки былого демократизма. Исчезли бурные дискуссии, характерные для 20-х гг. В партийных рядах воцарилось полное «единомыслие». При этом рядовые члены партии и даже большинство членов ЦК были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата.

Тоталитарный политический режим

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». На практике тоталитаризм установился в ряде стран в первой половине XX в. Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.

На основе функционирования тоталитарных режимов в Германии и СССР была создана теория тоталитаризма. Наиболее полно она изложена в работах Т. Адорно «Авторитарная личность», А. Хайека «Дорога к рабству», X. Арендт «История тоталитаризма», К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия», М. Джиласа «Новый класс», Э. Фромма «Некрофилы и Адольф Гитлер» и др.

Бенито Муссолини (1883-1945), глава итальянской фашистской партии и итальянского фашистского правительства в 1922-1943 гг. говорил: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности...»

Причины возникновения:- Революция;

Военное положение;

Резкое обострение внутренних противоречий;

Кризис политической власти;

Навязывание извне.

Условия формирования:

Резкая ломка устоявшихся структур, маргинализация различных социальных групп.

Разрушение или отсутствие сфер деятельности гражданского общества.

Появление современных СМИ.

Деформация политического сознания.

Отсутствие демократических традиций, предрасположенность массового общественного сознания к насильственным способам решения вопросов.

Накопление государственного опыта решения социальных проблем путем мобилизации многомиллионных масс населения.

Наличие возможностей для создания разветвленного аппарата репрессий и насилия.

Характерные черты тоталитаризма таковы:

Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа; общество отчуждено от власти, но не осознает этого. В тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое, неразделимое целое;

Формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление осуществляет господствующий слой - номенклатура;

Существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером. Ее партийные ячейки пронизывают все производственно-организационные структуры, направляя их деятельность и осуществляя контроль. Попытки создания альтернативных политических и общественных объединений подавляются. Происходит слияние госаппарата с аппаратом правящих партий и общественных организаций;

Демократические права и свободы носят декларативный, формальный характер. Вместе с тем государство выполняет определенные социальные функции, гарантируя право на труд, образование, отдых, медицинское обслуживание и пр.;

В обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Все иные идейные течения подвергаются преследованию, оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства;

В тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя этой цели оправдываются любые средства. Идеология базируется на социальных мифах (руководящая роль рабочего класса, превосходство арийской расы и пр.), превращаясь в светскую форму религии. Тоталитарный режим образно определяют как «идеологию у власти»;

Власть обладает монополией на информацию и полностью контролирует средства массовой информации, которые используются для манипулирования общественным сознанием. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти;

Власть располагает мощным аппаратом социального контроля, принуждения и запугивания населения. Репрессивный аппарат имеет особые полномочия;

Государственные органы жестко контролируют экономику, обладая достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей, например военного строительства, освоения космоса;

Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения всех благ, поощряются угодничество и доносительство;

Государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены.

Характерные черты тоталитарного политического сознания личности:

1. Абсолютизм, дихотомизм мышления: «свой-чужой», «друг-враг», «красные-белые».

2. Нарциссизм, самолюбование: «лучшая нация», «лучшая страна».

3. Односторонность, одномерность: «одна идея», «одна партия», «один вождь», некритическое отношение к существующим порядкам и шаблонам, стереотипность мышления, пропитанного стереотипами пропаганды.

4. Ориентация на власть и силу, жажда этой власти, авторитарная агрессия с одной стороны, а с другой - постоянная готовность к подчинению.

5. Упрощение, сведение сложного к более простому, схематизм, однолиней-ность мышления: «Кто не с нами - тот против нас», «Если враг не сдается- его уничтожают», «Есть человек - есть проблема. Нет человека - ...».

6. Фанатизм.

7. Исступленная ненависть, подозрительность, перерастающие в моральный и физический террор против сограждан, друзей и даже родственников.

8. Ориентация на «светлое будущее», игнорирование ценностей сегодняшнего дня.

Тоталитарный политический режим может существовать десятилетия, поскольку формирует такой тип личности, который не мыслит иного способа правления и постоянно воспроизводит черты политической культуры и механизм функционирования тоталитаризма даже в резко изменяющихся политических условиях.

Советская избирательна система

Правом избирать депутатов в органы государственной власти пользуются граждане СССР обоего пола, достигшие 18 – летнего возраста. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый советский гражданин, достигший 23-летнего возраста. Депутатом Верховных Советов союзных и автономных республик может быть избран каждый советский гражданин, достигший 21 года, депутатом местных Советов может быть избран каждый гражданин, достигший 18 лет.

Таким образом, все взрослое население СССР имеет право участвовать в выборах органов государственной власти. Единственное и вполне понятное исключение составляют умалишенные и лица, лишенные избирательных прав по приговору суда (на срок, установленный в приговоре).

Равное избирательное право означает , что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, никто не пользуется никакими особыми правами и преимуществами. Каждый избиратель имеет один голос.

Прямое избирательное право означает , что депутатов во все органы власти, от сельского и городского Совета вплоть до Верховного Совета СССР, граждане СССР избирают не через выборщиков, а непосредственно сами. Каждый гражданин СССР участвует в выборах всех органов власти.

Тайное голосование означает, что никто не может знать, за кого избиратель отдает свой голос. Избиратель голосует тайно, в особом помещении, где никто, кроме него, не может находиться. Такой порядок обеспечивает полную свободу голосования. Право выставлять кандидатов имеют общественные организации и общества: коммунистические партийные организации, профессиональные союзы рабочих и служащих, кооперативные организации, организации молодежи, культурные общества. Кандидаты в депутаты выставляются на общих собраниях рабочих и служащих – по предприятиях, на общих собраниях крестьян – по колхозам, селам и волостям, рабочих и служащих совхозов – по совхозам, военнослужащих – по воинским частям.

Таким образом, кандидаты в депутаты Советов выдвигаются самим народом. Сам же народ, в лице своих представителей, участвует в организации выборов и в контроле за их проведением. Для этой цели из представителей общественных организаций трудящихся создаются избирательные комиссии.

Чтобы принять участие в выборах в верхнюю палату Швеции, избиратель обязан в течение 3 лет обладать имуществом стоимостью не менее чем 50 тысяч крон. Такое же требование- иметь определенную собственность- предъявляется и к избирателям во многих штатах США. Один американский деятель, высмеивая эти порядки, писал: «Перед вами человек, у которого сегодня имеется собственный осел, и этот осел стоит 60 долларов. Сегодня этот человек – избиратель, он идет на выборы со своим ослом и подает голос. Назавтра осел подыхает. На следующий день человек направляется на выборы уже без осла, и оказывается, что он уже совсем не имеет право голосовать. Теперь скажите мне, кто же был избирателем – человек или осел?» Выборы в Советы депутатов трудящихся в нашей стране проходят в обстановке огромного политического подъема. Они превращаются в демонстрацию морально-политического единства советского общества, в демонстрацию сплоченности всех советских людей вокруг коммунистической партии и советского правительства, во всенародный праздник. На выборах в Верховный Совет СССР в феврале 1946 года из 101 миллиона избирателей участвовали в голосовании почти все избиратели (99,7 процента). За кандидатов, выдвинутых совместно коммунистами и беспартийными, голосовало более 99 процентов участвовавших в выборах. Такую же замечательную победу одержал блок коммунистов и беспартийных на выборах в Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные, районные, городские и сельские Советы депутатов трудящихся.

Ни в одной буржуазной стране никогда не было такого всеобщего участия избирателей в выборах органов государственной власти, такого единодушия избирателей, как в СССР. На выборах в английский парламент в 1945 году участвовало лишь 75 процентов избирателей. В Соединенных Штатах Америки на выборах в конгресс в 1948 году приняло участие в голосовании меньше половины избирателей. Выборы в капиталистических странах происходят в обстановке ожесточенной классовой борьбы и давления на избирателей со стороны эксплуататорских классов. Главари буржуазных партий всеми средствами стараются получить большинство голосов избирателей. Буржуазные партии тратят огромные средства на избирательную компанию. Для того, чтобы протащить в парламент своих прислужников, капиталисты широко применяют подкуп избирателей, не скупятся на самые лживые обещания, прибегают к угрозам и насилиям. Нередко кандидаты буржуазных партий получают большинство голосов путем мошеннических проделок.

Тоталитаризм - что такое? При таком устройстве государство в принудительном порядке регулирует жизнь всей страны. Нет права на самостоятельные мысли или деяния.

Власть контроля и репрессий

Нет таких областей жизни государства, которые бы не хотела контролировать власть. Ничто не должно укрываться от ее пристальных взоров. Если в демократическом понимании правитель должен выражать волю народа, то тоталитарные главы государств не стеснялись производить передовые идеи по своему разумению и навязывать их.

Люди должны безоговорочно подчиняться всем приказам и указаниям, которые поступают свыше. Человеку не предлагаются на выбор идеи и варианты мировоззрения, из которых он может выбрать то, что будет импонировать ему больше всего. Ему навязывали конечный вариант идеологии, которую он должен был принять или пострадать за свои убеждения, ибо не подлежали идеи государства ни оспариванию, ни сомнениям.

Где зародился тоталитаризм

Первым термин «тоталитаризм» начал использовать приверженец Дж. Джентиле. Это произошло в начале 20-го века. Италия - первое поле, где пустила ростки тоталитарная идеология.

Приемником стал Советский Союз, пребывая под правлением Сталина. Также популярна эта модель правления была в Германии, начиная с 1933 года. Каждая страна окрашивала тоталитарную власть теми чертами, которые были свойственны именно данному укладу, однако есть и общие особенности.

Как распознать тоталитаризм

О подобной системе можно говорить, если вам встретятся следующие черты тоталитаризма:

1. Как правило, провозглашают официальную идеологию. Все должны выполнять правила, предписанные ею. Контроль тотален. Похоже, будто полицейские следят за узниками или преступниками. Суть тоталитаризма заключается в том, чтобы найти злоумышленников и помешать им творить действия, которые могут повредить государству.

2. Органы власти могут всецело диктовать, что разрешено, а что - нет. Любое неповиновение строго карается. В основном функции надзирателя выполняет партия, устанавливающая монополию на управление страной.

3. Особенности тоталитаризма состоят в том, что нет такой сферы человеческой жизни, которая бы не подверглась наблюдению. Государство отождествляется с обществом для пущего контроля и регламентации. Ни в коей форме не дает ответа тоталитаризм, личности, право на самоопределение.

4. Демократические свободы здесь не пользуются популярностью. Человеку остается очень мало пространства для собственных интересов, устремлений и желаний.

По каким признакам можно определить тоталитаризм

Наиболее характерными для этой системы управления являются следующие признаки:

1. Демократия, тоталитаризм, авторитаризм - все это разные режимы. В том устройстве, которое мы рассматриваем, свобода не то что не берется в расчет как необходимость для человека, но и считается чем-то неприличным, деструктивным и разрушительным.

2. Черты тоталитаризма включают в себя наличие идеологического абсолютизма. То есть свод правил и идей, выработанный правящей верхушкой, возводится в рамки божественной нерушимой истины, аксиомы, которую нет никакой возможности оспорить. Это то, что нельзя изменить. Так было и так будет, потому что это правильно, и иначе быть не может. Демократия и тоталитаризм откровенно враждуют.

Нерушимая власть

Если при более свободных схемах власти можно менять правителей, вносить свои предложения и комментарии, то в ситуации единовластия конкретной партии даже мысль о подобных переменах наказуема вплоть до ссылки или даже казни. Так что если кому-то что-то не нравится, это его проблемы, и лучше об этом помалкивать для собственной же безопасности.

Есть единая партия, которая лучше знает, как должен жить народ. Она создает специальные структуры, шаблоны и схемы, по которым должно работать общество.

Жестокость управления

Понятие тоталитаризма не включает в себя бережное и заботливое отношение к гражданам. Организуют террор, возможны репрессии и прочие устрашающие действия. Характерна жестокость. Партия всесильна и неоспорима. Народ - зависимый и ведомый.

Власть держит за своей спиной силовую структуру, которая всегда сможет помочь своими услугами по притеснению граждан. Запуганные люди повинуются и подчиняются. На самом деле, как правило, большинство народа ненавидит подобную власть, но боятся открыть рот и заявить об этом.

Монополизирует правление в свою пользу тоталитаризм. Что такое граждане страны обычно не знают. Контролируются все информационные источники. Люди не узнают больше, чем хотелось бы правящим лицам.

Информационная скованность

Все СМИ служат партии и распространяют только ту информацию, которая должна быть обнародована. Инакомыслие жестоко карается и пресекается очень быстро. Все, что остается - обслуживать власть имущих.

Тоталитаризм - режим, при котором экономика контролируется централизованно и характеризуется командно-административным характером. Она принадлежит государству, выражает цели политики, а не отдельных лиц или предприятий.

Страна постоянно живет в состоянии готовности к войне. Если поселиться в государстве, где царит тоталитаризм, вы вряд ли узнаете. Создается ощущение, будто живешь в военном лагере, со всех сторон которого враги. Они пробираются в ваши ряды и готовят вражеские планы. Либо ты уничтожаешь, либо уничтожают тебя.

Такую нервную обстановку создают главы стран своим гражданам. При том пропагандируется идея лучшего будущего, рисуется маяк, на чей свет люди должны идти. И только партия знает, как это сделать. Именно поэтому ей нужно всецело довериться и следовать приказам, если не хочешь потеряться, сойти с дороги и быть растерзанным хищными зверями, которые так и околачиваются вокруг, полные жажды крови.

Корни тоталитарной политики

Тоталитаризм кратко можно описать как свежее веяние прошлого века. Благодаря техническим достижением, стала доступной массовая пропаганда. Теперь есть больше возможностей для принуждения и подавления. В большинстве случаев такая смесь получается при сочетании экономических кризисов и связанных с ними периодов, когда особо высоко и активно промышленное развитие.

Тогда до культуры, социальных структур и прочих вещей, относящихся более к духовному и возвышенному спектру, никому особо дела нет. На повестке дня борьба за дележ территорий.

Человеческая жизнь теряет ценность в глазах самих людей, они готовы идти по головам и жертвовать чужими жизнями. Для того, чтобы столкнуть народные массы лбами, им нужно промыть мозги, лишить возможности мыслить, превратить в стадо, пришпорить, как лошадей, и погнать на достижение собственных целей.

В таких плачевных условиях человек - все-таки живое, думающее и чувствующее существо, как бы это не мешало партии - ощущает себя плохо и потерянно, ему хочется понимания и покоя. Он ищет защиты.

Волк в овечьей шкуре

Рушатся старые традиции. Царит насилие и вандализм в прямом смысле слова. Самое интересное, что варварство подается под благородным предлогом заботы и опеки. Ведь впереди светлое будущее, нужно лишь потерпеть.

Не верите партии? Придется избавиться от такого человека, иначе он своими умными мыслями отвлечет страну от достижения новых пиков развития.

Люди видят в своем правлении добро и зло, покровителя и терзателя. Это как отчим, который бьет ребенка. Он вроде и мороженное иногда покупает, и на аттракционы водит, но пятой точке от этого все равно не легче. Так что лучше бы не водил, а оставил в покое.

Людям хочется этой самой отцовской защиты, но в качестве бонуса они получают еще и ремень с огромной железной бляхой, который очень больно бьется. С помощью такой дисциплины должны быстро решаться социальные проблемы, но на деле появляются новые.

Большие скопления людей поддерживают партию, но сами же перед ней несут ответ, она же и связывает им руки в момент, когда хочется немного свободы. Народ сам возводит идола на пьедестал, гнет перед ним спину, боготворит и боится, любит и ненавидит. В основе этого лежит еще и желание отдать ответственность в одни руки. Но кто же согласится принять на себя большие обязанности без возможности извлечь из этого свободу властвовать и управлять бесконтрольно?

Видимый мотив

Чтобы убедить людей в правильности происходящего, говорят о теориях общей воли. Таким образом, один класс или нация должны воплотить все желания и идеалы человечества.

Инакомыслие в таком случае отвлекает людей с верного пути и должно быть искоренено, ведь слишком многое стоит на кону, просто нельзя допустить отвлечение от главной цели. Свободы и права человека имеют все меньше значения.

Все более пышно цветут утопические идеи, в которые верят, надеясь, что еще удастся дожить до их воплощения. Когда-то в счастливом будущем будет построено прогрессивное общество. Ну а сейчас для этого нужно немного поднапрячься и пролить пару капель крови тех, кто не понимает важности операции и осмеливается мешать ее ходу.

Тоталитарные системы, как правило, царствуют в тех государствах, где склоняются к идеологиям диктатуры и коммунизма. Муссолини - главарь фашистов в Италии - первым ввел это определение в обиход. Именно им государство было провозглашено главной ценностью для всех граждан, усилился контроль и репрессии.

Близкие схемы правления

Встречались даже примеры того, как абсолютный контроль сочетался с некоторыми свободами и авторитарной властью.

Под тоталитарной демократией подразумевается тот период, когда проводились массовые репрессии с Советском Союзе. Проходила повсеместная слежка, в которой принимали участие представители самых разных слоев населения. Целью наблюдения была частная жизнь сослуживцев, людей, живущих по соседству или родственников. Тогда широко использовалось понятие «враг народа», которым клеймили провинившихся на частых собраниях. Это считалось относительно демократическим стилем правления. Люди верили в целесообразность подобных акций и охотно принимали в них участие.

Что касается тоталитарного авторитаризма, эта форма власти имеет место тогда, когда не делается опора на силы широких масс. Повсеместный контроль ведется уже другими методами, преимущественно военными, присутствуют черты, характерные для диктатуры.

Название тоталитарного режима происходит от латин­ского totalis - весь, полный, це­лый. Он характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), которая уничтожает в стране все политические свободы и возможности для возникновения политической оппозиции, полностью подчиняет жизнь общества сво­им интересам и сохраняет свою власть благодаря на­силию, военно-полицейскому террору и духовному пора­бощению населения.

Термин "тоталитаризм" появился в двадцатые годы XX века. Автором его был Б. Муссолини. Появле­ние термина связано с зарождением фашизма, теоретики фашизма называли его «тотальной концепцией жизни». Против­ники фашизма взяли этот термин на вооружение, наполнив его негативным содержанием. Постепенно термин фашизма проник во многие страны и во многие языки.

Сначала понятие тоталитаризм исполь­зовали только для обозначения фашизма, в тридцатые го­ды начали применять по отношению к той системе организации власти, которая существовала в Советском Союзе в период сталинизма.

Тоталитарный режим, как никакой другой, особенно сложен для понимания. Даже трудно ответить на вопрос, через какие характеристики его легче описать: че­рез изменения, происходящие в политической системе об­щества или через его психологические проявления. Имен­но художественная литература (Е. Замятин, Б. Платонов, С. Кестлер, Д. Оруэлл, А. Солженицын) дала возможность показать во всей полноте не только политические про­цессы, происходящие в обществе при данном режиме, но и психологическое перерождение общества, которое порой трудно описать сухим языком научных категорий.

Власть при тоталитаризме принимает форму всеобщего контроля и насилия . Она контролирует все сферы жизнедеятельности общества без исключения: экономику, куль­туру, религию, частную жизнь граждан, включая их мысли и мотивы поступков.

Формирование власти идет бюрократическим спосо­бом, по закрытым от общества каналам. Власть недоступна для контроля со стороны общества . При тоталитарном режиме нет установленных законом механизмов ее преемственности .

Отношение общества и власти характеризуется тем, что общество полностью отчуждено от власти, но при этом оно не осознает этого отчуждения. В политическом сознании формируется представление о "слиянии общества с властью".

Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию , которая превращается в своеобразную свет­скую форму религии. Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Мораль, право, наука, экономическая эффективность, социальные отношения, культура, политические нормы – все подчинено идеологии.

Тоталитарная идеология провозглашает всеобщее переустройство обще­ства на основе новых ценностей. Это особая социальная утопия и мифология.

Идеология должна признаваться и разделяться всеми членами общества как единственно правильная и возможная. Любое инакомыслие пресекается. Идеологию разрабатывает пар­тия. Партия осуществляет контроль над умонастроением общества, процессом социализации личности, над всеми средствами массовой коммуникации. Свободный доступ к ин­формации отсутствует. Тоталитарное общество может су­ществовать только как абсолютно "закрытое" общество. Любое сопоставление с внешним миром для него опасно, ибо оно строится не только на принуждении, но и на убеждении в том, что это общество самое "правильное", лучшее в мире. Знакомство, с внешним миром разрушает «царство мифов, срывает пелену и тем самым подрывает его устои».

Для тоталитарного режима характерно стремление создать ""нового человека" с особым политическим созна­нием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации, стремится сформи­ровать и новый тип политического сознания общества, для которого характерны сакрализация власти (ее обоже­ствление), ощущение слияния с властью и любовь к ней, энтузиазм в политическом поведении, патерналистские представления о государстве.

В тоталитарных государствах нарушаются многие важнейшие права человека – право на презумпцию невиновности, право иметь собственное мнение и право открыто его высказывать. В условиях тоталитарного режима права человека, по сути, носят деклариро­ванный, формальный характер, отсутствуют реальные механизмы их реализации. У человека реально отсутствует право на судебную защиту, так как не соблюдается принцип независимости суда.

При тоталитаризме происходят характерные изменения в политической системе общества. Между компонентами политической системы общест­ва складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в собст­венном значении этого термина. Происходит слияние го­сударственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций. Власть партии, по сути дела, превращается в самостоятельную ветвь власти, она принимает все значимые решения, а органы государства их только исполняют. Все государственные органы становятся «партийными по духу», в том числе и органы судебной власти. Решения партии не только обязательны, но и необходимы. Они дают «ключ» к трактовке всех событий в обществе и в жизни каждого человека, показывают как «нужно» поступать в том или ином случае. Партия становится над всеми ветвями власти, превращаясь в особую «руководящую и направляющую силу» общества.

Роль представительных учреждений и институтов власти сводится к минимуму, происходит разрастание репрессив­ного аппарата, он получает особые полномочия.

Репрессивные органы в тоталитарном государстве стоят выше всех государственных органов, они стоят даже над партией, все ее члены зависят от отношения к ним данных органов. В результате происходит сужение группы тех лиц, которые допущены к принятию решений, практически все граждане, все должностные лица, партийные работники опасаются репрессий и преследований.

Лидер опирается на партию или иную поддерживающую его группу. Его взгляды через институт официальной идеологии распространяются на все общество. В тоталитарных режимах, как правило, складывается культ личности, появляется «вождизм». В данном режиме гражданам запрещено все, кроме того, что приказано (разре­шено).

Могущество тоталитарного режима держится на трех главных основаниях: контроль над ресурсами, огромный карательный аппарат, пропаганда и манипуляция сознанием.

Завершая анализ тоталитарного режима, можно отме­тить, что в научной литературе сформировалась «модель» тоталитаризма, которая включает в себя следую­щие основные компоненты:

Признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление ее диктатуры;

Господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание ее членам общества;

Существование всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной с применением методов подавления;

Всеобщий контроль за всеми средствами массовой коммуникации;

Централизованное руководство и управление эконо­микой.

Контроль над вооруженными силами.

Общими отличительными признаками тоталитарной модели общества являются стремление к всеобъемлющей организации общества и полному контролю над личностью, контроль осуществляется огромным числом государственных и партийных органов, начиная от школы, и кончая органами государственной безопасности, устанавливается режим всеобщей слежки за гражданами. Характерным признаком тоталитаризма является стремление к радикальному переустройству общества в соответствии с определенной социальной утопией. При этом режиме репрессии имеют всеобщий характер, подавляется любая индивидуальная свобода, включая свободу мыслить. Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р. Даниэлс: "Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии". (Цит. по: Основы политоло­гии. Курс лекций под редакцией Пугачева В.П. - М. - 1994. – 2003г.).

Тоталитарные режимы делятся на «правые и левые тоталитаризмы».

Правый тоталитаризм существовал в форме фашизма. Он основывался на идеологии национал-социализма.

Левый тоталитаризм в классическом виде проявился в сталинизме. Корни этой идеология находились в марксизме. Сталинизм стал особой версией марксизма. Это был марксизм вульгаризированный, приспособленный к условиям определенной страны и целям правящей в этой стране партии. Из живого организма общество превратилось в механизм, про­извольно сконструированный властью. Партия полностью подчинила себе и государство и общество. Стремление сделать общество свободным обернулось всеобщей несвободой и насилием, причем насилием и экономическим, и политическим, и правовым и духовным.

С реди ученых до сих пор продолжаются споры по во­просу о соотношении авторитарного и тоталитарного ре­жимов. Многие ученые рассматривают тоталитарный режим как особую, наиболее реакционную разновидность авто­ритарного режима , а так же точка зрения, согласно которой эти режимы являются самостоя­тельными типами.

Также как в тоталитарных режимах в авторитарных режимах существует сильная централизация и концентрация властных полномочий в верховных институтах власти, тенденция к единоличному принятию решений, утверждение принципа беспрекословного подчинения властной воле посредством различных форм принуждения, всевозможных запрещений, подавление сопротивления режиму.

Устанавливается ограничение делегирования властных полномочий нижестоящим органам и ограничение местной власти. Все нижестоящие органы должны только исполнять волю и решения вышестоящих органов. Власть носит сильно централизованный монистический характер.

Существует ограничение принципа выборности органов власти, или запрет на выборы. Для авторитарных режимов характерно максимальное расширение компетенции исполнительной власти, снижение роли представительных учреждений, или их упразднение. Представительные учреждения ликвидируются или их роль сильно ограничевается. Из общественных организаций действуют те, которые не носят оппозиционного характера. Запрещается или сильно ограничивается роль оппозиционных политических партий и движений.

С точки зрения допустимого и запретного, действует принцип «разрешено все, кроме политики» .

Контроль и насилие существуют, но они не носят всеобщего характера. Карательный аппарат действует только против тех граждан или организаций, которые оказывают активное сопротивление режиму. Авторитарный режим опирается на силу, при этом она не обязательно используется, но всегда в любой момент может подавить проявления неповиновения.

Также как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее. Авторитарный режим это, как правило, режим личной власти. Авторитарные режимы могут быть не только «личными», но и групповыми, например, военные хунты. Авторитарные режимы часто опираются на армию, которая вмешивается в политический процесс, что­бы покончить с длительным политическим или социаль­но-экономическим кризисом в обществе.

Права и свободы граждан ограничены главным обра­зом в политической сфере. Другие права и свободы граждан не только установлены, но и могут быть реализованы.

Идеология сохраняет определенную роль, так как она является существенным компонентом политики. Но при этом следует подчеркнуть, что в авторитарных режимах власть интересует не столько мировоззрение граждан, сколько сохранение власти. Все идеи, призывающие, так или иначе, к смене власти, подавляются. Но единой обязательной для всех граждан идеологии не существует.

В отличие от тоталитарного, авторитарные режимы не уничтожают все альтерна­тивные базы власти в обществе. Власть осуществляет контроль над поведением граждан только в сфере политики. Есть сферы, не контроли­руемые властью: экономика (иногда частично ), религия, культура, частная жизнь граждан. Сохранение "рассеянной" экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарные, и обеспечивает возможность их трансформации (Бразилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов XX века).

Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет механизма преемственности власти. Однако в современных усло­виях часто трансформируется в демократические режимы, в результате объявления свободных выборов. Часто этому режиму удается сочетать экономиче­ское процветание с политической стабильностью.

30Ноя

Что такое Тоталитарный Режим (Тоталитаризм)

Тоталитарный режим (Тоталитаризм) – это концепция управления государством, которая характеризуется тотальным контролем за абсолютно всеми происходящими процессами в стране. Понятие тоталитарного режима было окончательно сформировано в политической теории после правления Бенито Муссолини в Италии, и Адольфа Гитлера в нацистской Германии. До этого времени, тоталитарные режимы существовали как явление, но полноценное их определение было сформировано уже в 1900-ых годах.

Что такое ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ и ТОТАЛИТАРИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Тоталитарный режим или Тоталитаризм – это форма власти, при которой правительство контролирует каждый аспект жизни людей.

Люди, живущие под этим типом режима, в целом также поддерживают его в силу , идеологии или страха. Граждане обычно боятся критиковать правительство, и имитируют лояльность к власти, чтобы избежать более пристального внимания к своей персоне. А те, кто осмеливаются открыто выступить против режима, как правило, исчезают, и члены их семей находятся под пристальным вниманием.

Из этого можно сделать вывод, что тоталитаризм – это противоположных подход к управлению государством, где люди лишены большинства прав и свобод. В большинстве случаев, тоталитарный режим имеет множество сходств с диктатурой и авторитаризмом. Довольно часто тоталитарный режим тесно связан с .

Черты тоталитарного режима.

Характерные черты тоталитарного политического режима могут разнится в каждом отдельном случаи. Это может зависеть от множества факторов, но есть некоторые основные симптомы или признаки, которые свидетельствуют о наличии в стране подобного режима власти.

Общие черты тоталитарных режимов:

  • Диктатура (правитель находится очень долго, отсутствует сменяемость власти);
  • У власти находится фактически одна правящая партия;
  • Обществу внушается внешняя или внутренняя угроза. Царит атмосфера страха;
  • Жесткая цензура в средствах массовой информации;
  • Массовая пропаганда в СМИ, государственных и социальных структурах;
  • Запрещена любая критика государства или власти;
  • Существует обязательная военная повинность;
  • Общество подвержено милитаризации;
  • Активно работают секретные правительственные службы;
  • Развиваются националистические партии и идеологии;
  • В обществе наблюдаются настроения;
  • Сильный упор делается на конкретные религиозные или идеологические организации;
  • Ведется контроль воспроизведения населения, в ту или иную строну зависимо от потребностей.
  • Права и свободы граждан могут быть отменены или не соблюдаться по желанию власти;
  • Существует ужесточенная и развитая система тюремных учреждений и трудовых лагерей (пример );

Тоталитарный режим власти – примеры.

Пример тоталитарного режима №1.

Советский Союз под правлением Иосифа Сталина. После окончания гражданской войны, Сталин устранил всех неугодных людей с другой точкой зрения и приступил к построению тоталитарного режима в обществе.

Пример тоталитарного режима №2.

Фашистская Италия при правлении Бенито Муссолини. Сразу же после захвата власти в 1922-ом году, Муссолини провозгласил себя лидером нации и стал править в тоталитарной манере.

Пример тоталитарного режима №3.

Нацистская Германия . Адольф Гитлер использовал тоталитаризм, как способ добиться покорности нации.